Ирина Михайловна предлагает Вам запомнить сайт «Мир женщины»
Вы хотите запомнить сайт «Мир женщины»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ты прекрасна, спору нет

Читать

Сколько раз повторять? ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ

развернуть

Сколько раз повторять? ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными».



ОШИБКА 1.

ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА
Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!
Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

ОШИБКА 2.

ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
«Сними валенки, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.
Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

ОШИБКА 3.

«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».
Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

ОШИБКА 4.

МНОГОСЛОВНОСТЬ.
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».
Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

ОШИБКА 5.

КРИК
Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».
Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

ОШИБКА 6.

ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

ОШИБКА 7.

МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»
Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.
Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

ОШИБКА 8.

ПРОСЬБА-«ОТРИЦАНИЕ»
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

ОШИБКА 9.

ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ
«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».
Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

ОШИБКА 10.

НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА
«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».
Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

НАУЧИ ДРУГОГО!
Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».

Автор: Ирина Кудинова

источник


Ключевые слова: воспитание, дети, ошибки
Опубликовано 22.09.2014 в 07:10

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Лена Шаповалова
Лена Шаповалова 22 сентября 14, в 22:13 я у своего дитёныша спрашиваю-тебя к лору или психиатру отвести?
если не слышишь,то к лору....а если не понимаешь,то к психиатру....
Текст скрыт развернуть
-3
Татьяна Чернышева
Татьяна Чернышева Лена Шаповалова 23 сентября 14, в 06:34 сказать такое ребёнку?.. Жесть. Текст скрыт развернуть
5
Лена Шаповалова
Лена Шаповалова Татьяна Чернышева 1 октября 14, в 01:19 моему сыну 12 лет и он понимает что это даже и не угроза.... Текст скрыт развернуть
0
Татьяна Чернышева
Татьяна Чернышева Лена Шаповалова 1 октября 14, в 06:49 и какой смысл в подобных беседах? чего Вы хотите добиться? Текст скрыт развернуть
0
Лена Шаповалова
Лена Шаповалова Татьяна Чернышева 1 октября 14, в 16:21 всего лишь от него внимания на минутку....самой успокоится и не накричать...кому будет легче если я сорвусь... Текст скрыт развернуть
0
lorlin Елена
lorlin Елена 23 сентября 14, в 11:46 Да уж!.. Дети понимают все буквально. Вот два примера из жизни: Одеваю ребенка на прогулку и говорю:
- Давай на дорожку пописаем. А он садится на корточки, хлопает по ковру в коридоре и говорит:
- На эту что ли?
И еще пример: Гулял ребенок с бабушкой, мячик пинал, да все пяточкой (малой еще совсем был, не умел). Бабушка и говорит:
- А ты носиком его, носиком. Не успела произнести, как ребенок встал на все четыре опоры и носом начал толкать мяч...
Текст скрыт развернуть
5
Ирина Петрова
Ирина Петрова 23 сентября 14, в 12:35 я свою птичкой-мозгоклюйкой зову если что-то надо весь мозг вынесет.хороший манипулятор........ Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 7
Комментарии Facebook
Сейчас обсуждается
ЛЮНЕВИЛЬСКАЯ ВЫШИВКА

ЛЮНЕВИЛЬСКАЯ ВЫШИВКА

  Люневильская вышивка выполняется с помощью специального крючка для вышивки – люневильского крючка. Чем же он отличается от обычного крючка . На фот

11 май 15, 19:45
+34 16
Истории женщин, побывавших на войне

Истории женщин, побывавших на войне

Ехали много суток… Вышли с девочками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы, и там одни девушки

15 дек, 11:07
+5 2
КАК НЕЛЬЗЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

КАК НЕЛЬЗЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Поддержка бывает разная, и она индивидуальна. Кому-то достаточно позвонить по телефону, выговориться и услышать искреннее «я с тобой».

14 дек, 09:16
+1 5
ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ: НУЖНО ЛИ ЕЕ «ЛЕЧИТЬ?»

ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ: НУЖНО ЛИ ЕЕ «ЛЕЧИТЬ?»

Психолог Михаил Лабковский Что такое «жалость к себе»? Это ощущение, что ты несчастный и беспомощный, а обстоятельства или другие л

15 дек, 09:16
+3 3
Искривление позвоночника

Искривление позвоночника

Проблемы заболеваний связанные с позвоночником стоят сегодня на первом месте. Уже в младших классах школы более 50% детей имеют сколи

13 дек, 17:44
+7 1
Мода для полных женщин 2018

Мода для полных женщин 2018

Полным женщинам в современном мире не стоит комплексовать по поводу своих пышных форм. Дизайнеры одежды постоянно заботятся о том, чтоб

13 дек, 14:19
+6 1
30 изречений королевы детективов

30 изречений королевы детективов

Книги английской писательницы Агаты Кристи, «мамы» знаменитых сыщиков Эркюля Пуаро и мисс Марпл изданы тиражом свыше 2 миллиардов экземпляров и перевед

13 дек, 00:52
+4 2
Устаревшие идеи, которые мы до сих пор внедряем в головы детей

Устаревшие идеи, которые мы до сих пор внедряем в головы детей

Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины… позавчерашнего дня. В то же

13 дек, 11:47
+2 8
Салат «Снежные сугробы»

Салат «Снежные сугробы»

Существуют разные вариации этого салата: с грибами, морковью, колбасой и т.д. и т.п. Но мне нравится в таком виде. Достаточно сытный салат, укладывается слоя

29 ноя, 14:09
+30 5
Стильные советы на зиму от Эвелины Хромченко

Стильные советы на зиму от Эвелины Хромченко

Эта зима будет модной! Решение принято и обжалованию не подлежит! ) Итак, модные советы от Эвелины Хромченко на осень-зиму 2017-2018. Секрет

30 ноя, 16:52
+17 8
Читать
Запомнить

Поиск по блогу

Последние комментарии

марина Лаврентьева
валерия кузнецова
валерия кузнецова
Владимир Жмакин
Лена Мурик
Но статья хорошая.Спасибо.
Лена Мурик ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ: НУЖНО ЛИ ЕЕ «ЛЕЧИТЬ?»
Лена Мурик
Татьяна Юрьевна
Марина Кошкина