Ирина Михайловна предлагает Вам запомнить сайт «Мир женщины»
Вы хотите запомнить сайт «Мир женщины»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ты прекрасна, спору нет

Читать

Как родители программируют будущее своих детей.

развернуть

content_dvochka20

Сорокалетняя женщина рассказывала мне, как однажды в детстве ее строгая мама нарядила ее в новое платье и, отправляя гулять на улицу, строгим голосом сказала: «Придешь грязная — убью!» Она пошла во двор и сначала очень боялась сделать хоть одно неловкое движение, с ужасом представляя, что с платьем может что-то произойти. Но потом во двор вышли дети, началась игра.

Постепенно страх отпустил ее и она начала играть, как все дети. Но в процессе игры кто-то толкнул ее в нелепой детской схватке. Она споткнулась, упала, поднимаясь, наступила на край платья. Послышался треск ткани, и к своему ужасу она увидела свое платье — измазанное, с оторванной оборкой. Ощущение ужаса она запомнила на всю жизнь — она ведь была абсолютно уверена, что теперь мама ее убьет. Она начала плакать, и плакала так отчаянно, что другие мамы, находившиеся во дворе, собрались вокруг нее и наперебой начали успокаивать. Но ничего не помогало — потому что ребенок знал, что мама ее убьет.

Представь себе, какое потрясение испытала девочка, какой ужас она испытала по-настоящему, если взрослые люди, поняв, отчего она так плачет, даже не стали ее уговаривать, чтобы она успокоилась, а стали искать выход из ситуации. Ее привели домой к одной из женщин, где платье сняли, постирали, прогладили, чтобы высушить. Затем ее повели на соседнюю улицу, где находилось ателье мод. Там женщины объяснили ситуацию работникам ателье — и оторванную оборку пришили так, что и следа не осталось. И только после того, как девочка убедилась, что ничего не заметно, она успокоилась.

Я описала эту ситуацию, чтобы показать тебе — дети принимают все всерьез, они нам верят. Мы для них — значимые люди. Поэтому наше мнение, оценка, которым они верят, как безусловной правде о них, звучит для них иногда как приговор. Особенно если мы говорим им это часто, указывая им на какие-то их качества, умение или неумение. Они нам действительно верят. И считают наше мнение о них — конечным, как диагноз, который мы им ставим. Одна мама говорила мне печальным голосом, обреченно:

— Стихи запоминает плохо. Памяти совсем нет!

И я в очередной раз удивилась — как легко и бездумно родители ставят свои диагнозы, обрекая ребенка именно на подтверждение этого диагноза.

— Но оттого, что вы говорите это своему ребенку, он не станет лучше запоминать, — каждый раз приходилось мне говорить. — Наоборот, благодаря вам он уже знает, что он плохо запоминает, что памяти у него нет… Он принимает это как конечный вывод о нем

Мы сами лишаем наших детей возможностей роста, раскрытия каких-то способностей, ставя такие «диагнозы». Я помню, как удивлялась каждый раз, видя рисунки внука, — долгое время он рисовал настоящие «каляки-маляки», какие рисуют малыши, а не дети его возраста. Его ровесники в детском саду рисовали уже развернутые картины, показывая даже перспективу, масштаб, отражая мимику лиц, — он же рисовал человечков по принципу — точка, точка, два кружочка, ротик, носик, огуречик… Я понимала — какие-то мозговые структуры еще не сформированы, поэтому он так примитивно и «неправильно» для его возраста рисует. И никто из нас, взрослых, не говорил — не умеешь ты рисовать… Прошло время, и как-то незаметно для всех нас — ребенок вдруг стал рисовать, стал передавать и перспективу, и масштаб, и выражения лиц. Просто — никто не поставил ему «окончательный» диагноз, лишив его перспективы уметь рисовать.

(Сколько раз, предлагая взрослым людям нарисовать что-то, нужное в процессе каких-то упражнений, я слышала: я не умею рисовать! — «Откуда ты это знаешь? — спрашивала я. — Кто тебе это сказал? Ты просто начни — и ты не сможешь не уметь! Не умеют только те, кто знает, что не умеет и уже не пробует…» И действительно, иногда в течение нескольких дней тренинга люди начинают уметь рисовать! Потому что просто отменяют «диагноз», поставленный им в детстве.)

Часто именно наши родительские «диагнозы» приводят к более тяжелым последствиям, чем умение или неумение что-то делать. Наши мнения и оценки иногда приводят детей к тревожности, к неверию в себя, к опусканию рук, к обреченности. Даже наше невинное казалось бы: «Ну и что ты натворил? Что ты сделал, я тебя спрашиваю!» сказанное трагичным голосом по поводу не такого уж значимого поступка ребенка, вызывает у него ощущение, что произошло что-то страшное. Иногда, опять же, даже не желая этого, мы вызываем в ребенке ощущение непоправимости случившегося, обреченности оттого, что он натворил то, что нельзя изменить!

И это может привести к настоящей трагедии (и такие случаи бывают!) — к самоубийству ребенка, когда он не может жить под грузом собственной вины и плохости, внушенной ему, пусть и неосознанно, не специально, такими вот карающими родителями. Мы как бы приговариваем ребенка к какому-то определенному поведению, сообщая ему о конечности своих выводов о нем и его поступках.

Я слышала рассказы многих взрослых людей о том, как «преследуют» их и во взрослой жизни такие вот «приговоры» родителей. Как мамино замечание, повторенное много раз в детстве: «Господи! Ну что это за наказание такое!» — долгие годы вызывало в человеке чувство вины, неуверенности в себе, даже боязнь строить серьезные отношения с партнером. Действительно — кому надо такое наказание! Зачем собой — таким — портить людям жизнь? Как мамино «пророчество»: «Ничего путного из тебя не получится!», сказанное за детские шалости и непослушание — преследовало человека всю жизнь.

И в ситуации любой неудачи, такой естественной для любого человека, проживающего свою жизнь, эти слова всплывали в голове как приговор — говорила же мама, ничего путного из меня не получится… Как «пророчество»: «По такому хулигану, как ты, тюрьма плачет!» — сбывалось в самом реальном смысле — рано или поздно человек попадал в тюрьму. (И сколько их, попавших в тюрьмы, в детстве были запрограммированы родителями, поставившими своим детям такой страшный «диагноз»!)

Осознавая наши пророческие, «творческие» способности, мы должны понять — ребенок не должен узнавать от нас о таких вот бесперспективных сценариях его жизни! Любить ребенка и значит – научить его в любой ситуации, при любом неуспехе или неудаче видеть перспективу, верить в себя, искать и находить выход из любой ситуации. Согласись, ты, как взрослый человек, живущий взрослой жизнью, знаешь, как это важно. Как важно не опускать руки в любой ситуации. Как важно верить в то, что все обязательно будет хорошо… Но для этого — нам нужно дать возможность ребенку увидеть выход, «неконечность» любого факта, поступка.

Помочь ему осознать, что все может измениться, что у него есть силы исправить ошибку, стать лучше, сильнее. Ведь мы, взрослые, знаем, что все меняется, что все «не конечно». Именно этим знанием нам и нужно поделиться. Об этом нам им нужно рассказать. И никто кроме нас не расскажет нашим детям, что у них есть возможность остаться хорошими даже после плохих поступков. Может быть, это одно из самых важных представлений, которые мы должны сформировать у наших детей, которые действительно поддержат их в жизни. За которые они будут нам по-настоящему благодарны.
А для этого — нужно опять же, помочь ребенку осознать причину своих поступков — так легче будет понять, как изменить ситуацию, где найти выход. А для этого, опять же нам нужно иметь свой добрый взгляд на ребенка. Как на хорошего ребенка, а не как на преступника, по которому уже тюрьма плачет!

Вот в этих объяснениях и вере в хорошего ребенка, у которого, даже если он совершит плохой поступок, остается перспектива исправиться и остаться хорошим человеком — и есть настоящее выражение любви! Ребенок кусается — надо сказать ему, что он скоро вырастет и перестанет кусаться. Что все маленькие дети кусаются, но потом все перестают. Ребенок взял чужую вещь — потому что еще мал и не может противиться своим желаниям. Но он обязательно вырастет и узнает, что у каждого человека есть свои вещи и их брать можно, только спросив, разрешит ли этот человек взять принадлежащую ему вещь. И он обязательно научится этому и вырастет честным человеком. Ребенок подрался, так отстаивал себя. Но со временем он поймет, что отстаивать себя можно не только дракой. Он научится договариваться, он научится выбирать себе друзей, с которыми не придется драться. Ребенок нагрубил взрослым, но он обязательно научится вести себя так, чтобы не обижать других людей, чтобы не срывать на них свое настроение. Все это приходит с возрастом.

Ребенок должен узнать, что он — нормальный. Что он — «такой». Просто — он чему-то еще не научился, что-то совершил необдуманно. Но у него есть возможность исправить все свои ошибки. У него есть возможность перемен. Мы должны помочь детям осознать, что все меняется. Что его застенчивость со временем пройдет, что друзья у него обязательно появятся, что «двойку» он обязательно исправит, что после «безответной» любви — обязательно придет другая, что жизнь никогда не кончается, пока ты жив…

Вот почему, опять же, нам, взрослым, — так важно помнить себя маленькими. Нам нужно сказать нашим детям, что мы понимаем их, потому что сами в детстве — иногда брали чужое или обманывали, дрались или получали двойки. Но из нас выросли хорошие, нормальные люди. Мы для наших детей должны быть образцами перспективы в жизни. Вот почему нам нужно помнить свое детство и говорить с нашими детьми о своем детстве. О любви, которая кончилась у тебя так печально, о твоих переживаниях, которые прошли со временем. О твоей робости, которая прошла со временем. О твоих ссорах со сверстниками, с которыми ты потом помирился. Всегда есть место переменам к лучшему!

Автор: Ольга Эсингу


Источник →

Опубликовано 13.01.2018 в 12:44
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Полина Романова (железова)
Полина Романова (железова) 13 января, в 23:05 Все очень точно. Текст скрыт развернуть
1
Чипита Негодяева
Чипита Негодяева 14 января, в 13:21 Всё есть лекарство и всё есть яд)))) могу сказать другое - у меня с раннего детства проявился незаурядный талант в рисовании. Я очень любила рисовать и мои рисунки всегда вызывали восторг и у взрослых и у детей. Я даже пыталась портретировать)))) И вот в школе меня так задолбали этим моим талантом - все надписи, стенгазеты, конкурсы рисунков и т.д., что я напрочь забросила это свое увлечение! От таланта остался только красивый коллиграфический почерк))))) Текст скрыт развернуть
0
Анна Касаткина
Анна Касаткина Чипита Негодяева 14 января, в 14:28 Увлечение можно вернуть, ведь тело все помнит. Было бы желание. Текст скрыт развернуть
1
Чипита Негодяева
Чипита Негодяева Анна Касаткина 14 января, в 15:47 Так желание же загнали куда то очень глубоко и оно и нос не хочет высовывать)))) Теперь уже я не люблю рисовать...Но всё равно творческое начало присутствует, но проявляется в других сферах)))) Текст скрыт развернуть
0
Анна Касаткина
Анна Касаткина Чипита Негодяева 15 января, в 09:35 И это здОрово! Творчество ищет свой выход. И находит иногда неожиданным способом. Моя знакомая -художник по образованию, но никогда не работавшая в этой профессии, стала печь торты. Просто шедевры получаются. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Сейчас обсуждается
Как сохранить молодость: 3 простых упражнения против болезней старости.

Как сохранить молодость: 3 простых упражнения против болезней старости.

Старение является неизбежным фактором жизни, но есть шаги, которые мы можем предпринять уже сейчас, чтобы предотвратить негативные последст

14 окт, 15:14
+2 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Психосоматика зрения: Близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Психосоматика зрения: Близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

В этой статье речь пойдет о психосоматических причинах плохого зрения, а также будут даны некоторые рекомендации по изменению способов мышл

31 июл, 10:52
+8 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин.

Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин.

Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин! Для многих женщин живот — это закрытая зона, его утягивают, п

13 окт, 16:44
+11 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Стив Джобс: 6 упражнений для тренировки мозга.

Стив Джобс: 6 упражнений для тренировки мозга.

Основатель Apple был пионером не только в области компьютерных технологий. Огромное внимание он уделял управлению своим мозгом и сознанием. Сти

13 окт, 12:20
+7 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
15 искрометных открыток о типичных проблемах интровертов.

15 искрометных открыток о типичных проблемах интровертов.

Многие люди истолковывают поведение интровертов, их молчаливость, желание проводить время в одиночестве, трудности с общением весьма превратно.

13 окт, 23:50
+6 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Слияние моды и природы: 68 восхитительных платьев, на создание которых вдохновила сама природа.

Слияние моды и природы: 68 восхитительных платьев, на создание которых вдохновила сама природа.

«У природы нет плохой погоды…» И дизайнеры знают это лучше всех, ведь именно природа вдохновляет их на создание потрясающих творений. А помогла нам в эт

13 окт, 13:16
+8 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
8 ошибок в прическе, которые добавят возраста даже обладательницам шикарных волос.

8 ошибок в прическе, которые добавят возраста даже обладательницам шикарных волос.

Ухоженные волосы могут выгодно подчеркнуть достоинства лица и сгладить недостатки, а вот неправильно подобранная стрижка или цвет волос могут испортить даже са

12 окт, 17:09
0 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
10 любимых высказываний Фаины Раневской!

10 любимых высказываний Фаины Раневской!

Здравствуйте, уважаемые читатели! И снова я пишу о великой Фаине Георгиевне Раневской! В этой статье - мои любимые её высказывания. Я знаю, что не открываю Вам

11 окт, 20:43
+23 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
7 невероятных привычек буддийских монахов, которые будут полезны и вам.

7 невероятных привычек буддийских монахов, которые будут полезны и вам.

Когда вы понимаете быстротечность всего, что вас окружает, то начинаете отпускать вещи и наслаждаться тем миром, каким он является Существует л

11 окт, 17:34
+16 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Незавершенные отношения.

Незавершенные отношения.

КАК ЗАКРЫТЬ ГЕШТАЛЬТ Многие знают выражение «незавершенный гештальт». Это похоже на зависшую компьютерную программу, которая мешает работать всему

11 окт, 08:58
+7 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать
Запомнить

Поиск по блогу

Последние комментарии

Тина Кузнецова
+++
Тина Кузнецова Как сохранить молодость: 3 простых упражнения против болезней старости.
Любовь Тарасова
маша соколова
Выше написано «как диагностировать диастаз»
маша соколова Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин.
Валентина
!!!!!!!!!!
Валентина Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин.
Лидия Луцишина
!!!!!!
Лидия Луцишина Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин.
Natali
Я не поняла - где обещанные 6 упражнений для головного мозга?
Natali Стив Джобс: 6 упражнений для тренировки мозга.
Неля S.
Наима Курбанова
https://www.youtube.com/watch?v=OhSDnuqXl1w
Наима Курбанова Упражнения от диастаза, от обвисания живота для женщин.