Ирина Михайловна предлагает Вам запомнить сайт «Мир женщины»
Вы хотите запомнить сайт «Мир женщины»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ты прекрасна, спору нет

Читать

Как родители программируют будущее своих детей.

развернуть

content_dvochka20

Сорокалетняя женщина рассказывала мне, как однажды в детстве ее строгая мама нарядила ее в новое платье и, отправляя гулять на улицу, строгим голосом сказала: «Придешь грязная — убью!» Она пошла во двор и сначала очень боялась сделать хоть одно неловкое движение, с ужасом представляя, что с платьем может что-то произойти. Но потом во двор вышли дети, началась игра.

Постепенно страх отпустил ее и она начала играть, как все дети. Но в процессе игры кто-то толкнул ее в нелепой детской схватке. Она споткнулась, упала, поднимаясь, наступила на край платья. Послышался треск ткани, и к своему ужасу она увидела свое платье — измазанное, с оторванной оборкой. Ощущение ужаса она запомнила на всю жизнь — она ведь была абсолютно уверена, что теперь мама ее убьет. Она начала плакать, и плакала так отчаянно, что другие мамы, находившиеся во дворе, собрались вокруг нее и наперебой начали успокаивать. Но ничего не помогало — потому что ребенок знал, что мама ее убьет.

Представь себе, какое потрясение испытала девочка, какой ужас она испытала по-настоящему, если взрослые люди, поняв, отчего она так плачет, даже не стали ее уговаривать, чтобы она успокоилась, а стали искать выход из ситуации. Ее привели домой к одной из женщин, где платье сняли, постирали, прогладили, чтобы высушить. Затем ее повели на соседнюю улицу, где находилось ателье мод. Там женщины объяснили ситуацию работникам ателье — и оторванную оборку пришили так, что и следа не осталось. И только после того, как девочка убедилась, что ничего не заметно, она успокоилась.

Я описала эту ситуацию, чтобы показать тебе — дети принимают все всерьез, они нам верят. Мы для них — значимые люди. Поэтому наше мнение, оценка, которым они верят, как безусловной правде о них, звучит для них иногда как приговор. Особенно если мы говорим им это часто, указывая им на какие-то их качества, умение или неумение. Они нам действительно верят. И считают наше мнение о них — конечным, как диагноз, который мы им ставим. Одна мама говорила мне печальным голосом, обреченно:

— Стихи запоминает плохо. Памяти совсем нет!

И я в очередной раз удивилась — как легко и бездумно родители ставят свои диагнозы, обрекая ребенка именно на подтверждение этого диагноза.

— Но оттого, что вы говорите это своему ребенку, он не станет лучше запоминать, — каждый раз приходилось мне говорить. — Наоборот, благодаря вам он уже знает, что он плохо запоминает, что памяти у него нет… Он принимает это как конечный вывод о нем

Мы сами лишаем наших детей возможностей роста, раскрытия каких-то способностей, ставя такие «диагнозы». Я помню, как удивлялась каждый раз, видя рисунки внука, — долгое время он рисовал настоящие «каляки-маляки», какие рисуют малыши, а не дети его возраста. Его ровесники в детском саду рисовали уже развернутые картины, показывая даже перспективу, масштаб, отражая мимику лиц, — он же рисовал человечков по принципу — точка, точка, два кружочка, ротик, носик, огуречик… Я понимала — какие-то мозговые структуры еще не сформированы, поэтому он так примитивно и «неправильно» для его возраста рисует. И никто из нас, взрослых, не говорил — не умеешь ты рисовать… Прошло время, и как-то незаметно для всех нас — ребенок вдруг стал рисовать, стал передавать и перспективу, и масштаб, и выражения лиц. Просто — никто не поставил ему «окончательный» диагноз, лишив его перспективы уметь рисовать.

(Сколько раз, предлагая взрослым людям нарисовать что-то, нужное в процессе каких-то упражнений, я слышала: я не умею рисовать! — «Откуда ты это знаешь? — спрашивала я. — Кто тебе это сказал? Ты просто начни — и ты не сможешь не уметь! Не умеют только те, кто знает, что не умеет и уже не пробует…» И действительно, иногда в течение нескольких дней тренинга люди начинают уметь рисовать! Потому что просто отменяют «диагноз», поставленный им в детстве.)

Часто именно наши родительские «диагнозы» приводят к более тяжелым последствиям, чем умение или неумение что-то делать. Наши мнения и оценки иногда приводят детей к тревожности, к неверию в себя, к опусканию рук, к обреченности. Даже наше невинное казалось бы: «Ну и что ты натворил? Что ты сделал, я тебя спрашиваю!» сказанное трагичным голосом по поводу не такого уж значимого поступка ребенка, вызывает у него ощущение, что произошло что-то страшное. Иногда, опять же, даже не желая этого, мы вызываем в ребенке ощущение непоправимости случившегося, обреченности оттого, что он натворил то, что нельзя изменить!

И это может привести к настоящей трагедии (и такие случаи бывают!) — к самоубийству ребенка, когда он не может жить под грузом собственной вины и плохости, внушенной ему, пусть и неосознанно, не специально, такими вот карающими родителями. Мы как бы приговариваем ребенка к какому-то определенному поведению, сообщая ему о конечности своих выводов о нем и его поступках.

Я слышала рассказы многих взрослых людей о том, как «преследуют» их и во взрослой жизни такие вот «приговоры» родителей. Как мамино замечание, повторенное много раз в детстве: «Господи! Ну что это за наказание такое!» — долгие годы вызывало в человеке чувство вины, неуверенности в себе, даже боязнь строить серьезные отношения с партнером. Действительно — кому надо такое наказание! Зачем собой — таким — портить людям жизнь? Как мамино «пророчество»: «Ничего путного из тебя не получится!», сказанное за детские шалости и непослушание — преследовало человека всю жизнь.

И в ситуации любой неудачи, такой естественной для любого человека, проживающего свою жизнь, эти слова всплывали в голове как приговор — говорила же мама, ничего путного из меня не получится… Как «пророчество»: «По такому хулигану, как ты, тюрьма плачет!» — сбывалось в самом реальном смысле — рано или поздно человек попадал в тюрьму. (И сколько их, попавших в тюрьмы, в детстве были запрограммированы родителями, поставившими своим детям такой страшный «диагноз»!)

Осознавая наши пророческие, «творческие» способности, мы должны понять — ребенок не должен узнавать от нас о таких вот бесперспективных сценариях его жизни! Любить ребенка и значит – научить его в любой ситуации, при любом неуспехе или неудаче видеть перспективу, верить в себя, искать и находить выход из любой ситуации. Согласись, ты, как взрослый человек, живущий взрослой жизнью, знаешь, как это важно. Как важно не опускать руки в любой ситуации. Как важно верить в то, что все обязательно будет хорошо… Но для этого — нам нужно дать возможность ребенку увидеть выход, «неконечность» любого факта, поступка.

Помочь ему осознать, что все может измениться, что у него есть силы исправить ошибку, стать лучше, сильнее. Ведь мы, взрослые, знаем, что все меняется, что все «не конечно». Именно этим знанием нам и нужно поделиться. Об этом нам им нужно рассказать. И никто кроме нас не расскажет нашим детям, что у них есть возможность остаться хорошими даже после плохих поступков. Может быть, это одно из самых важных представлений, которые мы должны сформировать у наших детей, которые действительно поддержат их в жизни. За которые они будут нам по-настоящему благодарны.
А для этого — нужно опять же, помочь ребенку осознать причину своих поступков — так легче будет понять, как изменить ситуацию, где найти выход. А для этого, опять же нам нужно иметь свой добрый взгляд на ребенка. Как на хорошего ребенка, а не как на преступника, по которому уже тюрьма плачет!

Вот в этих объяснениях и вере в хорошего ребенка, у которого, даже если он совершит плохой поступок, остается перспектива исправиться и остаться хорошим человеком — и есть настоящее выражение любви! Ребенок кусается — надо сказать ему, что он скоро вырастет и перестанет кусаться. Что все маленькие дети кусаются, но потом все перестают. Ребенок взял чужую вещь — потому что еще мал и не может противиться своим желаниям. Но он обязательно вырастет и узнает, что у каждого человека есть свои вещи и их брать можно, только спросив, разрешит ли этот человек взять принадлежащую ему вещь. И он обязательно научится этому и вырастет честным человеком. Ребенок подрался, так отстаивал себя. Но со временем он поймет, что отстаивать себя можно не только дракой. Он научится договариваться, он научится выбирать себе друзей, с которыми не придется драться. Ребенок нагрубил взрослым, но он обязательно научится вести себя так, чтобы не обижать других людей, чтобы не срывать на них свое настроение. Все это приходит с возрастом.

Ребенок должен узнать, что он — нормальный. Что он — «такой». Просто — он чему-то еще не научился, что-то совершил необдуманно. Но у него есть возможность исправить все свои ошибки. У него есть возможность перемен. Мы должны помочь детям осознать, что все меняется. Что его застенчивость со временем пройдет, что друзья у него обязательно появятся, что «двойку» он обязательно исправит, что после «безответной» любви — обязательно придет другая, что жизнь никогда не кончается, пока ты жив…

Вот почему, опять же, нам, взрослым, — так важно помнить себя маленькими. Нам нужно сказать нашим детям, что мы понимаем их, потому что сами в детстве — иногда брали чужое или обманывали, дрались или получали двойки. Но из нас выросли хорошие, нормальные люди. Мы для наших детей должны быть образцами перспективы в жизни. Вот почему нам нужно помнить свое детство и говорить с нашими детьми о своем детстве. О любви, которая кончилась у тебя так печально, о твоих переживаниях, которые прошли со временем. О твоей робости, которая прошла со временем. О твоих ссорах со сверстниками, с которыми ты потом помирился. Всегда есть место переменам к лучшему!

Автор: Ольга Эсингу


Источник →

Опубликовано 13.01.2018 в 12:44

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Полина Романова (железова)
Полина Романова (железова) 13 января, в 23:05 Все очень точно. Текст скрыт развернуть
1
Чипита Негодяева
Чипита Негодяева 14 января, в 13:21 Всё есть лекарство и всё есть яд)))) могу сказать другое - у меня с раннего детства проявился незаурядный талант в рисовании. Я очень любила рисовать и мои рисунки всегда вызывали восторг и у взрослых и у детей. Я даже пыталась портретировать)))) И вот в школе меня так задолбали этим моим талантом - все надписи, стенгазеты, конкурсы рисунков и т.д., что я напрочь забросила это свое увлечение! От таланта остался только красивый коллиграфический почерк))))) Текст скрыт развернуть
0
Анна Касаткина
Анна Касаткина Чипита Негодяева 14 января, в 14:28 Увлечение можно вернуть, ведь тело все помнит. Было бы желание. Текст скрыт развернуть
1
Чипита Негодяева
Чипита Негодяева Анна Касаткина 14 января, в 15:47 Так желание же загнали куда то очень глубоко и оно и нос не хочет высовывать)))) Теперь уже я не люблю рисовать...Но всё равно творческое начало присутствует, но проявляется в других сферах)))) Текст скрыт развернуть
0
Анна Касаткина
Анна Касаткина Чипита Негодяева 15 января, в 09:35 И это здОрово! Творчество ищет свой выход. И находит иногда неожиданным способом. Моя знакомая -художник по образованию, но никогда не работавшая в этой профессии, стала печь торты. Просто шедевры получаются. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Сейчас обсуждается
9 легких упражнений от боли в пояснице, которые отнимут у вас минимум времени.

9 легких упражнений от боли в пояснице, которые отнимут у вас минимум времени.

9 легких упражнений от боли в пояснице, которые отнимут у вас минимум времени: Б ольшую часть жизни мы проводим в сидячем положении. Неважно, ск

16 июл, 14:51
+11 15
Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.

Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.

Гимнастику лучше выполнять не раньше чем через час после еды. Делать один раз в день по 10 минут. Выполнять без очков. За 3 – 4 мес

19 июл, 13:53
+9 2
Самые красивые актрисы России.

Самые красивые актрисы России.

Паулина Андреева 1 Светлана Ходченкова 2 Екатерина Волкова 3 Родилась:15 я

18 июл, 16:50
+3 9
Как снизить вред от сидячего образа жизни: простая инструкция.

Как снизить вред от сидячего образа жизни: простая инструкция.

© КАДР ИЗ СЕРИАЛА «ОФИС» Автор Юлия Часовникова Фитнес-инструктор и специалист по лечебной физкультуре расск

18 июл, 14:06
+11 1
Выглядеть дорого: 8 лайфхаков от стилистов, которые помогут вам выглядеть презентабельно

Выглядеть дорого: 8 лайфхаков от стилистов, которые помогут вам выглядеть презентабельно

Вы можете считать, что для того, чтобы выглядеть дорого, следует носить только дорогие вещи. Но уверяем вас – это всего лишь стереотип, потому что цену вещей никто

16 июл, 14:09
+6 4
Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления.

Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления.

Автор: Павел Зайковский, когнитивно-поведенческий терапевт. Главная трудность в лечении любовной зависимости – это нежелание человека избавляться от этого

19 июл, 09:11
+2 1
Причиняя добро: психотравмы после операций.

Причиняя добро: психотравмы после операций.

Мой пятый общий наркоз. Все остальные я переносила легко. Перед этим же наркозом я свалилась в слезы. Неладное с анестезией я заподозр

17 июл, 09:28
+2 9
Упражнения против двойного подбородка и дряблости щёк.

Упражнения против двойного подбородка и дряблости щёк.

С возрастом мышцы лица становятся вялыми, и контуры лица начинают расплываться, появляется

17 июл, 18:37
+3 4
Самые красивые и знаменитые иудейки СССР

Самые красивые и знаменитые иудейки СССР

Самые красивые и знаменитые иудейки СССР Не секрет, что одними из самых красивых женщин называют евреек – выходцев из СССР. Их внешность, вобравшая многовеко

14 июл, 18:21
+8 15
“Я все папе расскажу”: воспитание, отцы и родительское собрание.

“Я все папе расскажу”: воспитание, отцы и родительское собрание.

На днях была в школе на родительском собрании. Традиционно за партами сидели исключительно мамы. Опоздавшие, уставшие, прибежавшие с работы с сумками и па

16 июл, 09:26
0 8
Читать
Запомнить

Поиск по блогу

Последние комментарии

Мария Соколова
Мила Донецкая
!!!
Мила Донецкая Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.
Ирина Лебеденко
Огромное спасибо автору за полезную статью.
Ирина Лебеденко Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.
Тата Соболь
Инна Семеновна Воронова
Спасибо за урок гимнастики!
Инна Семеновна Воронова Как снизить вред от сидячего образа жизни: простая инструкция.
Инна """
Tatyana ...
Ольга Лутаева