Ирина Михайловна предлагает Вам запомнить сайт «Мир женщины»
Вы хотите запомнить сайт «Мир женщины»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ты прекрасна, спору нет

Читать

Что происходит в мозге вашего ребенка, когда вы читаете ему книгу.

развернуть

Хочу сказку про трех медведей!

Современные родители, няни и учителя стоят перед выбором, как именно выполнить эту просьбу.

Можно прочитать книжку, посмотреть мультфильм, послушать аудиокнигу или вообще попросить об этом голосовой помощник — Сири или Алексу.

Что происходит в мозге вашего ребенка, когда вы читаете ему книгу

Недавно опубликованное исследование рассказывает о том, что происходит в мозге вашего ребенка в каждой из этих ситуаций.

По словам одного из исследователей, профессора Джона Хаттона, возникает «эффект Машеньки из “Трех медведей”»: какие-то из этих способов рассказать сказку «не по размеру» маленькому ребенку, а какие-то в самый раз.

Профессор Хаттон занимается изучением истоков формирования способности читать и писать.

В описываемом исследовании 27 детям в возрасте около 4 лет делали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) во время знакомства со сказкой.

Им были предложены 3 способа:

1) аудиокнижка,

2) книжка с картинками и звуковым сопровождением,

3) мультфильм.

Пока дети слушали / читали / смотрели сказку, томограф сканировал работу определенных участков головного мозга и их коннективность (термин в нейробиологии, означающий взаимодействие различных связей и структурных элементов головного мозга — Прим.ред).

Что происходит в мозге вашего ребенка, когда вы читаете ему книгу

«В основе нашего исследования лежало представление о том, какие области мозга задействуются во время знакомства со сказкой», — объясняет Хаттон.

  • Первая — речевые центры.
  • Вторая — области зрительного восприятия.
  • Третья — отвечающая за зрительные образы.
  • Четвертая — так называемая сеть пассивного режима работы мозга, отвечающая за внутреннюю рефлексию и придание чему-либо значений и смыслов.

Сеть пассивного режима работы мозга включает в себя участки мозга, которые задействуются тогда, когда от человека не требуется активная концентрация на задаче, поскольку действие многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Если использовать термин Хаттона «эффект Машеньки из “Трех медведей”», вот что обнаружили исследователи:

Когда дети слушали аудиокнигу, наблюдалась активация речевых центров, но коннективность в целом была низкой. «Это означало, что детям было трудно понять содержание».

При просмотре мультфильма наблюдалась высокая активация зон слухового и зрительного восприятия, однако в этих условиях функциональная коннективность была значительно ниже.

«Работа речевых центров затруднялась, — комментирует Хаттон. - Мы трактуем это как то, что мультфильм делает всю работу за ребенка. Дети тратили большую часть энергии на то, чтобы просто понять, о чем идет речь в мультфильме».

Понимание сказочного сюжета ребенком в данном случае было самым слабым.

Книжка с картинками была для детского мозга тем, что Хаттон назвал «в самый раз».

Когда дети видят иллюстрации, активность речевых центров немного снижается по сравнению с тем, когда они прослушивают аудиокниги. В этом случае ребенок концентрируется не только на словах, но и использует картинки как подсказки, чтобы лучше понять историю.

«Дайте им картинку и им будет, над чем работать, — объясняет Хаттон. - Тогда как при просмотре мультика сказочная история буквально сваливается на ребенка, и ему совсем не нужно трудиться».

Особенно важно, что во время чтения ребенком книжки с картинками исследователи увидели возросший уровень коннективности всех областей мозга, изучаемых в этом эксперименте: речевых центров, областей визуального восприятия, зон, отвечающих за воображение и сети пассивного режима работы мозга.

«У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, и для интеграции с остальными участками мозга им требуется практика, — объясняет Хаттон. - Избыточный просмотр мультфильмов может мешать этому процессу».

Когда мы читаем детям книги, они трудятся больше, чем мы можем увидеть.

«Благодаря этому они тренируют “мышцы”, отвечающие за оживление картинок у них в голове».

Профессора Хаттона беспокоит, что в долгосрочной перспективе «дети, которые смотрят слишком много мультфильмов, находятся в зоне риска: процессы интеграции в их мозге не происходят должным образом».

Детский мозг, перегруженный необходимостью понимать язык без достаточной практики, хуже справляется с задачей формирования мысленного образа прочитанного и осмыслением содержания сказки. Это делает ребенка противником чтения, поскольку его мозг не очень хорошо подготовлен к получению того, что может дать книга.

Важное замечание: из-за ограничений метода МРТ, при котором нужно лежать неподвижно, ученым в данном случае не удалось полностью воссоздать естественные условия, когда ребенок смотрит и слушает сказку с картинками на коленях у мамы или папы.

В проведенном эксперименте отсутствовали эмоциональная связь и тактильный контакт, поясняет профессор Хаттон. А также отсутствовало так называемое «диалогическое чтение», предполагающее, что тот, кто читает, указывает ребенку на незнакомые или необычные слова или говорит «найди мне на картинке кошку». Это целый отдельный слой в формирования навыка чтения.

Конечно, в идеальном мире мы всегда рядом, чтобы почитать ребенку книгу.

Но так бывает не всегда, и результаты этого небольшого исследования предполагают, что если родители все-таки выбирают электронное устройство, то нужно отдать предпочтение простейшей версии электронной книги с картинками перед мультиком или аудиокнигой.

Аня Каменец


Источник →

Ключевые слова: дети, Книги, мозг ребенка
Опубликовано 03.06.2018 в 15:03

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Наталья Громова
Наталья Громова 13 июня, в 13:15 Развивашки всегда полезны! Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Сейчас обсуждается
Фотографии Моники Беллучи, начиная с 1977 года, когда ей было всего 13 лет, вплоть до 2018-го года.

Фотографии Моники Беллучи, начиная с 1977 года, когда ей было всего 13 лет, вплоть до 2018-го года.

. Модель и актриса Моника Анна Мария Беллуччи прославилась на весь мир и прочно запала в сердца миллионов, благодаря своей красоте

21 июл, 19:22
+2 2
ГОРМОНАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: отличное самочувствие и безупречная внешность.

ГОРМОНАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: отличное самочувствие и безупречная внешность.

Регулярные занятия гормональной гимнастикой поможет заметно улучшить память, постепенно восстановить зрение, работу органов дыхания, пищева

20 июл, 17:46
+16 1
Легкие наряды для жаркого лета. Красиво и комфортно.

Легкие наряды для жаркого лета. Красиво и комфортно.

Легкие наряды для жаркого лета. Чтобы и не жарко и чтобы не обгореть под солнцем.

20 июл, 13:51
+8 2
Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.

Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.

Гимнастику лучше выполнять не раньше чем через час после еды. Делать один раз в день по 10 минут. Выполнять без очков. За 3 – 4 мес

19 июл, 13:53
+16 3
9 легких упражнений от боли в пояснице, которые отнимут у вас минимум времени.

9 легких упражнений от боли в пояснице, которые отнимут у вас минимум времени.

9 легких упражнений от боли в пояснице, которые отнимут у вас минимум времени: Б ольшую часть жизни мы проводим в сидячем положении. Неважно, ск

16 июл, 14:51
+11 15
Самые красивые актрисы России.

Самые красивые актрисы России.

Паулина Андреева 1 Светлана Ходченкова 2 Екатерина Волкова 3 Родилась:15 я

18 июл, 16:50
+2 9
Как снизить вред от сидячего образа жизни: простая инструкция.

Как снизить вред от сидячего образа жизни: простая инструкция.

© КАДР ИЗ СЕРИАЛА «ОФИС» Автор Юлия Часовникова Фитнес-инструктор и специалист по лечебной физкультуре расск

18 июл, 14:06
+12 1
Выглядеть дорого: 8 лайфхаков от стилистов, которые помогут вам выглядеть презентабельно

Выглядеть дорого: 8 лайфхаков от стилистов, которые помогут вам выглядеть презентабельно

Вы можете считать, что для того, чтобы выглядеть дорого, следует носить только дорогие вещи. Но уверяем вас – это всего лишь стереотип, потому что цену вещей никто

16 июл, 14:09
+6 4
Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления.

Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления.

Автор: Павел Зайковский, когнитивно-поведенческий терапевт. Главная трудность в лечении любовной зависимости – это нежелание человека избавляться от этого

19 июл, 09:11
+3 1
Причиняя добро: психотравмы после операций.

Причиняя добро: психотравмы после операций.

Мой пятый общий наркоз. Все остальные я переносила легко. Перед этим же наркозом я свалилась в слезы. Неладное с анестезией я заподозр

17 июл, 09:28
+2 9
Читать
Запомнить

Поиск по блогу

Последние комментарии

Андрей Пв
Tania Еременко
Наталья Козлова
Антонина Андреева
ольга морозова
Лариса Сазонова
воспользуюсь. Спасибо.
Лариса Сазонова Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.
Мария Соколова
Мила Донецкая
!!!
Мила Донецкая Идеальное ЗРЕНИЕ: гимнастика БЕЙТСА.